Познал я все, и сокровенное и явное, ибо научила меня Премудрость, художница всего. (Книга Премудрости Соломона. Глава 7, стих 21)

Выставка «Отец», проходившая в центре Современного Искусства М’АРС в рамках «Фотобиеннале 2014», представляет проект фотохудожников «Мастерской на Горе», объединенных духовным руководством отца Янеза Севера, одного из иезуитов, принимающего авторское участие в самой выставке. Также проекты мастерской представлены в институте св. Фомы.

Не так давно прошел ряд выставок этой же «Мастерской на Горе» в кафедральном соборе Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии на Малой Грузинской улице, посвященных Рождеству Христову и торжеству Пасхи Христовой.

Каждая экспозиция требует «внутренней работы» зрителя, основанной на «размышлениях» того многочисленного изобразительного материала, сопровождаемого текстовыми комментариями самих авторов и в целом раскрывающими тот духовный замысел, который и составляет духовный плод этих размышлений. Таким образом зритель становится соучастником совместных духовных творческих поисков и решений тех «мысле-образов», которые и создаются участниками этой выставки.

Данная экспозиция знакомит с очень разнообразными по своему характеру концептуальных и образных решений, глубоко личностными творческими размышлениями каждого из авторов. Некоторые из них имеют уже широкую известность и признание в своих профессиональных «сообществах» и даже мировую известность, к ним относится семейство фотохудожников: Галина Москалева, Вадим Москалев, Владимир Шахлевич и Светлана Гайван, художник и иконописец по образованию, вошедшая в эту творческую семью.

Выставка интересна этой глубиной осмысления образа «Отца», которая раскрывается в творчестве участвующих и личностно переживающих эту очень важную для каждого человека тему. Каждый художник находит свое образное решение в раскрытии этой темы, которые вводят и каждого зрителя в сокровенные тайники жизни и души человека, приобщенного к размышлению над значением и смыслом темы «Отец» в своей жизни.

Мне предоставилась возможность быть приобщенным к самому процессу «творческого созревания» этой темы, актуальность которой была определена самими участниками «Мастерской на Горе».

Проходил ряд подготовительных встреч в институте св. Фомы, ведомых духовным учителем о. Янезом Севером и размышлениями самих художников, открывающих важное значение этой темы «Отец» в их личной жизни. Так происходило созревание особого значения темы «Отец» в сознании каждого из участвующих и значение присутствия Отца в их личной жизни. Рождались при этом и творческие размышления об осуществлении этой темы в предполагаемом концептуальном решении того образа Отца, который созревал в их творческом сознании. Каждый высказывался по этому поводу и другие внимали этим размышлениям и прилагали «соучастие» в развитии этой темы, таким образом открываясь друг другу и высказываясь, способствуя творческому поиску решения этой темы в личной творческой жизни каждого.

В этой творческой среде общения присутствовал и действовал Дух Премудрости, «Она есть дух разумный, святый, единородный, многочастный, тонкий, удобоподвижный, светлый, чистый, ясный, невредительный, благолюбивый, скорый, неудержимый, благодетельный, человеколюбивый, твердый, непоколебимый, спокойный, беспечальный, всевидящий и проникающий все умные, чистые, тончайшие духи.» ((Книга Премудрости Соломона. Глава 7, стих 22-23)

Тема отец занимает в жизни каждого очень важное личностное место, формирует сознание и совесть человека, определяет его жизненное предназначение и раскрывает особую значимость Отца в жизни каждого пришедшего в эту жизнь человека. Все дети приобретают жизненную осмысленность значения осознанного присутствия своих родителей в их жизни и это очень важно для каждого живущего человека. Но даже когда человек лишен этой возможности в своей реальной жизни, место своих духовных родителей важно открыть в Боге Отце и Божьей Матери, Пресвятой Деве Марии, познавая Бога человек познает самого себя и жизнь его обретает смысл.

Творческий метод «Мастерской на Горе» особенный, он объединяет «богословские познания» с размышлениями над опытом своей личной жизни, так осуществляется воплощение Слова Божьего в творческих поисках личности художника, таким образом происходит духовное возрождение человека к новой жизни, к новой жизненной реальности, в творчестве осуществляется акт Преображения и катарсиса самой жизни художника.

«Мастерская на Горе» представляет собой явление XXI века в художественной жизни и культуре нашей страны, не знаю, насколько это осознается самим творческим коллективом. Творческий метод этих фотохудожников — это очень своеобразное, «поисковое» экспериментирование в созидании новых образных форм изобразительного искусства, основанных на «трансцендентном переживании», содержанию которого нет параллелей в материальной реальности. Такое созидание «мысле-образов» является своеобразным развитием принципов концептуального искусства.

«Мастерская на Горе» привлекает очень разнообразных в своем личностном формировании и творческом проявлении художнических личностей, основным принципом жизни которых является творческая духовность. В таком поисковом образном формотворчестве художников можно увидеть желание, практически осуществленное в их творчестве, «выхода» из сложившегося кризиса в современной культуре постмодернизма.

 

Юрий Тамойко, искусствовед

АИС, г. Москва, 2014.

 

Written by Onthemount