Триптих представляет собой цикл работ «Сотворение человека», включающих три этапа: сотворение Адама, новое творение от Христа и 20 век по сей день в едином процессе.
Основные использованные формы — круг, квадрат и крест.
В контексте моего триптиха «Сотворение человека» круг, символ мира и вечности, крест-Христа и квадрат символ земли, четырех сторон света и моего времени.
В процессе моей жизни я постоянно формируюсь и также прохожу этапы «сотворения»: рождаюсь от родителей- «от Адама», рождаюсь от Духа, приняв крещение, и живу в 21 веке, времени нового сознания, искусства, науки, медицины, открытий, темпа жизни, постоянно формируясь как личность. Все происходит в едином вневременном процессе картины.
Сотворение Адама.
«И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдохнул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2:7).
Я взяла рентгеновский снимок легких и повесила на окно: небо, дом, город, в котором я живу и дышу.
Также я использовала снимки из семейного архива, иконографическую символику и другие изображения, связывающие все части триптиха.
Человек создан быть свободным. Во всех трех работах использованы коллажи из фотографий инсталляций Стива Йейтса «Site-specific photographic installation» из проекта «Свобода». Зритель строит свой космос, находясь внутри инсталляции, этим я занималась уже дома, отсняв экспозицию, осознавая многогранность восприятия пространства и простых форм-основ мироздания, упорядочивая свое мышление.
Сотворение от Христа.
Новое творение от Христа, где Бог пришел во плоти, воскрешал, воскрес, принес новое сознание. Использование рентгеновских снимков в картине также связано с образом Бога как врача души и тела.
«Христос — величайший Врач, исполненный любви. Он не может коснуться моей свободы — я должен сам обратиться к Нему.» (проф. А.И. Осипов)
Центральным образом картины стал врач во время операции. Мы можем познать Бога через окружающих нас людей, их любовь, внимание и человечность.
«Если бы наше тело не было Богу дорого, так же дорого и нежно любимо Им, как и наша вечная душа, Бог не стал бы исцелять тело или заботиться о его вечной жизни после воскресения мертвых. Зачаточно тело свято; оно призвано к вечному общению с Богом, так же, как и душа, оно любимо Богом. Не напрасно апостол Павел говорит: Прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших…» (Митрополит Антоний Сурожский)
Сотворение в 20-21 век.
Я родилась в конце 20 века, наступил 21, мир вокруг меня постоянно меняется. Начало 20 века и по сей день – эпоха изменения сознания, быстрых темпов, динамики и открытий.
Фоном картины я использую снимки МРТ головного мозга как образ сознания.
Одной из деталей картины является «диалог с Малевичем», где я составляю супрематическую композицию по мотивам деталей саркофага художника после новости о строительстве элитного жилья на месте захоронения.
Объединяет все три части картины также размышления над текстами:
«…дух творит формы, необходимо признать, что есть и обратное влияние — духовное воздействие на материю тела через нервную систему — орган психики.
…Между телом и духом существует постоянная связь и взаимодействие. Все то, что происходит в душе человека в течение его жизни, имеет значение и необходимо только потому, что всякая жизнь нашего тела и души, все мысли, чувства, волевые акты, имеющие начало в сенсорных восприятиях, теснейшим образом связаны с жизнью духа. В духе отпечатлеваются, его формируют, в нем сохраняются все акты души и тела. Под их формирующим влиянием развивается жизнь духа и его направленность в сторону добра или зла». (Святитель Лука (Войно–Ясенецкий). Дух, душа и тело.)
«Каждая форма есть мир»
«Для каждой эпохи необходимо и новое искусство» (Казимир Малевич.)
Процесс создания картины также связан с моим восстановлением здоровья, новым «сотворением» меня.
Светлана Гайван
2014