«И вот, завеса в храме разодралась надвое, сверху донизу; и земля потряслась; и камни расселись; и гробы отверзлись; и многие тела усопших святых воскресли и, выйдя из гробов по воскресении Его, вошли во святый град и явились многим» (Мф. 27:51-53).
Процесс запущен, воскресшие вошли во Святой Град, но момент прихода Христа ещё не настал, и когда Он придёт, знает лишь Отец.

Прототипом катапетасмы является завеса Скинии и позже ветхозаветного Иерусалимского храма, отделявшая Святая святых, в христианском контексте символизирует открытие тайны спасения, закрытая завеса также символизирует камень у входа в пещеру Гроба Господня, двери Сионской горницы Тайной вечеря и другие. Согласно Евангелию, завеса разодралась надвое в момент крестной смерти Спасителя.

Образ Катапетасмы также сходен образу Апокалипсиса, где всё происходящее – трансформация (от позднелат. transformatio «преобразование, превращение, метаморфоза»), в этом смысле не конец, но начало новой истории, эпохи, личности, мира, отношений, связей, изобретений, восприятия и понимания, в первую очередь выстраивания собственной личности и человечности в связи трансцендентным (лат. transcendens «переступающий, превосходящий, выходящий за пределы»)

«…для того, чтобы скрытое стало явным, мыслить необходимо иначе, поскольку мысль не есть только некая априорно заданная логическая форма. Мыслить иначе — значит раскрыть в себе глубинную способность познавать, используя все способности и возможности сознания как рассудочного, так и разумно-нравственного, духовного и интуитивного.» (М.Л. Груздева, доктор философских наук)


Галина Москалева

Владимир Шахлевич

Written by Onthemount